закрыть
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октярь
Ноябрь
Декабрь
Команды
Игроки
Тренеры
Найти
Эдуард Зыкин: «В тренерской профессии цепляет то, что ты видишь результат своей работы»

Эдуард Зыкин

Тренеры:

Зыкин Эдуард

1 июля 2023
Эдуард Зыкин: «В тренерской профессии цепляет то, что ты видишь результат своей работы»

Молодой тренер Эдуард Зыкин, который работает тренером вратарей в самой старшей команде МФК «Синтур», с недавнего времени тренирует ещё и коллективы младших возрастов нашего клуба. В большом интервью пресс-службе «Синтура» он рассказал: 

- Что делать, если кто-то из ребят уступает своим сверстникам в мастерстве;

- Почему в младших командах нет вратарей;

- Как разнообразить тренировки, но при этом сделать их полезными;

- Как заставить команду себя слушать;

- В чём кайф работы с детьми.

Ответы на эти и не только вопросы – в нашем материале. 

- Учитываете ли в тренировочном процессе то, что в таком возрасте уровень мастерства у ребят может сильно отличаться, и в одной группе оказываются совершенно разные по уровню ребята?

- Да, безусловно. Каждый ребёнок развивается по-своему. Кто-то быстрее, кто-то чуть медленнее. Также влияет тот фактор, что кто-то только начал ходить в футбольную секцию, а кто-то занимается уже второй год. У того, кто занимается второй год, какие-никакие технические навыки уже имеются за счёт тренировок, а новенькие при этом ещё только учатся. Конечно, тренеры это учитывают. Где-то используется более индивидуальный подход. Допустим, если ребёнок посильнее остальных, ярко выраженный лидер, то ему во время тренировок в индивидуальном порядке задание усложняем. К тем, кто ещё не обладает такими навыками, тоже используем индивидуальный подход – облегчаем, наоборот, задания. В общем, варьируем тренировочный процесс: для кого-то легче его делаем, для кого-то сложнее. Потихоньку работаем, чтобы те, кто отстаёт, догоняли тех, кто впереди.

- Как можно успокоить родителей, которые, наблюдая за тренировками, видят, что их ребёнок отстаёт от остальных?

- В таком возрасте ребёнок ещё развивается. Причём, не только в плане футбола, но и в плане мышц, связок, работы ног, рук, координации. У каждого ребёнка развитие происходит своевременно – для него. Так и объясняем родителям: мы работаем, тренировочный процесс идёт, план тренировок составлен – ребёнок будет развиваться и рано или поздно придёт на тот уровень, что и остальные. Ничего страшного нет, если он на данный момент в таком возрасте не сильно выделяется. Всему своё время.

- В командах младших возрастов нет вратарей, и во время игры в футбол вы специально просите игроков не занимать места в ворота, почему?

- Это делается потому, что все турниры в этом возрасте проходят в основном в формате 3 на 3. Дети играют на маленькие ворота и без вратарей. Соответственно, мы и их готовим к тем турнирам, в которых они будут участвовать, а там вратарей нет. В таком возрасте ребят рано ещё делить на вратарей и полевых игроков – это пока не главное. Здесь идёт работа, направленная в основном на развитие физических качеств – координация, скорость, сила.

- А в каком возрасте уместнее всего распределять игрокам амплуа?

- На мой взгляд, это надо делать не раньше 6-7 лет. Вот с этого возраста уже кто-то обычно склоняется к тому, чтобы стать вратарём. Например, в команде 2015 года рождения у нас уже есть вратарь. Плюс, в этом возрасте меняется структура турниров. Там уже начинаются матчи в обычном мини-футбольном формате: 4+1, то есть с вратарём. Соответственно, будем готовить команду к этим играм, и тут уже появится вратарь.

- Как найти вратаря? Вдруг никто из ребят не захочет играть в воротах?      

- Тут такой двойственный момент. В какую-то команду сразу ребёнок приходит с желанием стать вратарём. Или он склоняется к этому. И ты уже на него смотришь и ставишь в ворота. А если в команде нет вратаря, а игра назначена, то приходится на свой субъективный взгляд оценивать ребят по тому, кто больше подходит на эту роль. И уже тогда ставить в ворота и смотреть – нравится ли ребёнку такое амплуа, получается ли у него. Если и получается, и нравится, то есть эти два момента совпали, то его уже можно обучать во вратарском плане и готовить к этому амплуа. На мой взгляд, всё происходит индивидуально.

- Насколько важно во время тренировок вовремя делать паузы, чтобы объяснять детям, правильно или не правильно они делают упражнения?

- Это очень важный момент. В любом упражнении мы останавливаем процесс: подсказываем, рассказываем, потому что важно, чтобы в этом возрасте, особенно младшем, дети сразу усваивали правильность выполнения того или иного упражнения, или того или иного технического действия, чтобы в будущем у них не было пробелов в том или ином аспекте. И для этого, получается, мы останавливаем выполнение упражнений – всё объясняем, всё разжёвываем, чтобы ребята лучше и быстрее всё усвоили, и мы не останавливались на какой-то одной стадии развития, а двигались вверх, не имея никаких пробелов.

- Стараетесь ли делать тренировки разнообразными, не похожими на предыдущие, чтобы дети не воспринимали тренировочный процесс как рутину? И насколько сложно стараться не повторяться?

- Тут тоже такой двойственный момент. Безусловно, делать одно и то же ребятам надоест, и нужно вносить какое-то разнообразие. Но при этом повторный метод выполнения упражнений тоже очень полезен. Потому что если ребёнок выполняет одно упражнение в первый раз, то он с ним только знакомится. И в любом случае ему нужно будет давать его ещё раз, чтобы он более чётко выполнял поставленные задачи. Поэтому при составлении плана мы отталкиваемся от того, что, например, конкретную неделю или конкретную тренировку мы посвящаем развитию какого-то технического действия. И таким образом составляем план: суть упражнения тут одна, направлена, например, на ведение мяча, но упражнения при этом постоянно варьируются. Какие-то упражнения могут усложняться, какие-то, наоборот, – упрощаться. Либо упражнения могут делаться в связке с каким-нибудь другим техническим действием, - например, после ведения можно добавить и удар по воротам. Это всё даёт какое-то разнообразие, и также используется повторный метод. Мы делаем упражнения не один раз: мы их даём, а потом через какое-то время повторяем. Понятно, что каждый день на тренировках не одно и то же – должно у ребят быть какое-то разнообразие и интерес. В маленьком возрасте детям хочется больше всего играть. Поэтому составляются упражнения с акцентом на игровые моменты. В конце тренировки обязательно надо поиграть в футбол – не меньше определённого времени. В начале – в какую-нибудь подвижную игру, чтобы ребята получили эмоции.

- Также в младших возрастах у детей есть проблема с концентрацией внимания. Есть какие-то приёмы, чтобы побудить ребят внимательней слушать тренера?

- Такое есть. Но это не проблема, а особенность детского организма. Вообще, это научный факт: у детей концентрация внимания не такая большая, и внимание их постоянно меняется. В этом плане подход абсолютно индивидуальный. Кого-то можно завлечь мимикой, игровым моментом; для кого-то нужно чуть-чуть повысить голос – тогда они успокаиваются. Тут всё по-разному бывает, зависит от ребёнка. Либо ещё бывает, что ребёнок не слушает, ты привлекаешь его внимание, но он всё равно отвлекается. И потом когда он начинает выполнять упражнение, то естественно, поскольку какую-то часть не услышал, то делает неправильно. И получается, что ты из-за него всё останавливаешь и ему ещё раз всё объясняешь, указывая на тот факт, что он тебя не слушал, и поэтому у нас сейчас тренировочный процесс немножко остановился – из-за того, что он баловался. И когда с одним ребёнком ты этот диалог ведёшь, то он уже понимает в моменте свою ответственность. И на какое-то время ему хватает. Но в таком возрасте дети всегда будут отвлекаться и баловаться – тут нужен индивидуальный подход.

- Ты не так давно работаешь с младшими возрастами «Синтура». Что было при этом наиболее неожиданным, к чему, может быть, был меньше всего готов?

- Да, я относительно недавно работаю с детьми. Больше всего, когда я провёл первую тренировку, меня удивила сама атмосфера - в то время дети были ещё очень маленькие, меня не слушалось, наверное, 90 процентов состава. Им постоянно нужно играться, беситься – и ты постоянно должен быть за ними глаз да глаз, чтобы ничего не произошло, никто нигде не ударился. В то же время ещё нужно давать какие-то упражнения, чтобы они их правильно выполняли. И получается суета такая, шум-гам, и постоянное баловство. Меня это удивило. Первую неделю-две я психологически уставал от этого, меня это немного поддавливало. А потом я как-то уже освоился, какого-то небольшого опыта набрался, нашёл подход к этим детям, и постепенно-потихонечку всё вошло в своё русло, и уже в этом году основной костяк всё выполняют – никакого шума-гама, всё идёт своим чередом, и таких проблем нет.

- В чём видишь кайф для себя в тренерской профессии?

- Работа с детьми – я на это учился, я это попробовал, и мне это понравилось. Ещё в период учёбы я проходил практику здесь же, в «Синтуре», я понял суть этой работы, и мне очень понравилась эта вся атмосфера. Плюс, я сам играл в футбол. И когда я только пришёл в эту работу – первая практика у меня была с вратарями команды 2006 г.р, а затем с 2004 г.р. – что там, что там, я погрузился в эту атмосферу. Такое интересное чувство! Раньше я сам играл в соревнованиях, тренировался, был в команде, чувствовал эту неописуемую футбольную атмосферу, а когда пришёл на практику, то снова погрузился в это всё – только уже в качестве тренера. Эти эмоции мне очень понравились! Сама работа очень интересная. Кроме того, она очень важна, потому что мы отвечаем за развитие детей, особенно в младшем возрасте. Что ещё цепляет: ты видишь результат своей работы. Ты работаешь, составляешь планы, проводишь какую-то аналитику свою по прогрессу ребят, даёшь им свои упражнения, передаёшь мысли, тактические, технические моменты, и потом наступает игра, ты выходишь на неё в качестве тренера, смотришь, и видишь результат всего этого. Становится понятно, что ты делаешь так, а что не так. И всё это сопровождается соревновательным моментом, этими эмоциями. Когда я в первые разы был на скамейке как тренер, то внутри переживал всё как игрок. Сейчас я уже спокойней к играм отношусь, но эти эмоции всё равно цепляют меня, и в том числе поэтому мне очень нравится эта профессия.   

Новости по теме